О ПРОЕКТЕКАК РОЖДАЛСЯ МУЗЕЙКОМАНДАПАРТНЕРЫМНЕНИЯСМИ О НАСПУБЛИКАЦИИ

Музей всего

Музей всего

«Личный кабинет» – сервис, ставший уже привычным, а «личный музей» – не хотите ли? В Екатеринбурге решили, почему бы нет, и принялись за дело. Деньги, 960 тыс. рублей, нашли у Владимира Потанина – его фонд давал гранты, помещения – у Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ), а тематика нашлась, можно сказать, под ногами – путешествия. 

Действительно, кто хотя бы раз в жизни не путешествовал и чего-нибудь из поездки не привозил на память? Создатели музея решили вынести эти приватные воспоминания и трофеи в публичное пространство, пригласив к формированию экспозиции всех желающих. Мы посмотрели, что из этого выходит.


Автор идеи Сергей Каменский держит в руках экспонат – мумию пингвинчика из Антарктиды

Проект Музея путешествий на базе СОКМ существует, наверное, уже года два-три. Им занимается молодой преподаватель нескольких уральских вузов, кандидат культурологии Сергей Каменский. Любитель попутешествовать и историк по образованию, он в какой-то момент решил: а почему бы не «музеефицировать» наши воспоминания о собственном отдыхе? При этом сделать так, чтобы это все превратилось не в унылое пространство со скопищем банальных магнитиков, а в площадку для живого общения, обмена идеями и инфицирования, в хорошем смысле, страстью к познанию мира, в котором мы все живем.

Признается, что идеей заразился у датчан, где Музей путешествий возник на базе банального собрания таможенного конфиската, начинавшегося чуть ли не с крокодиловых шкур. 


Ложка с острова Мадагаскар. Принадлежала кому-то из русских моряков, спешивших в 1905 году во Владивосток на помощь своим товарищам. Автор находки и даритель – первый подводный оператор Свердловской киностудии Владимир Загородский

«Наша идея, говорит Каменский, сделать музей не монологическим пространством, где некие ученые транслируют идеи в широкие массы, а местом, где можно разговаривать, где можно сидеть, болтать, обмениваться впечатлениями, маршрутами, находить компаньонов для будущих путешествий». Еще один ориентир для него – музей в Глазго, где сами музейщики не создают экспозиций вообще. За все отвечают обычные граждане, которым вдруг пришла какая-то выставочная идея. Музей в данном случае предоставляет только площадку для творчества и помощь в оформлении.


При чем здесь светофор? Правильный ответ… узнаете в музее

Пока у самого нового музея Среднего Урала есть только один оформленный зал. Условно он называется «Выбор направлений». «В идеале хотим, чтобы человек вышел отсюда и сказал: «Блин, я давно куда-то хотел поехать»! Собрался и поехал», – поясняет Каменский. Экспозиция начинается со «стола Левитского» – предмета мебели из обихода уральского священника, жившего на рубеже XIX–XX веков. Левитский примечателен тем, что в 1894 году в возрасте 54 лет добрался до Кронштадта и путешествовал по миру около трех лет. Вернувшись на Урал, привез с собой коллекцию вещиц из восточных стран, попавших затем в хранилища СОКМ.


История такая: в 1991 году свердловчане отправились на самодельном катамаране по Чусовой, Каме, доплыли до Черного моря и пошли в Барселону. На одном из средиземноморских островов слушали объявления про августовский путч, а на другом встретили итальянского коммуниста – парень в наколках и с суровым взглядом оказался поэтом. Собственно сборник стихов итальянца. А еще он скульптор, лепил с натуры – со своей обнаженной жены. Но это уже другая история

Каменский не лукавит – пространство его музея действительно интерактивно. Упомянутый «стол Левитского» – это действительно старинный стол, за который можно присесть, посмотреть на висящую перед ним карту путешествий самого Левитского и заглянуть в «долгий ящик». В нем – картотека с возможными маршрутами поездок жителей Екатеринбурга, отложенных на будущее из-за работы, семьи, ипотеки и других «весомых» причин.


«Стол Левитского» – здесь посетители обмениваются идеями путешествий

Рядом второй ящик – «Пакуем багаж», в который посетителю предлагается переложить отложенное путешествие. Создатели намекают на то, что «жизнь маленькая, а мир большой. Можно не успеть побывать там, где мечтал оказаться еще с детства». Рядом стоит стена, где каждый может написать, что именно его толкает путешествовать. Подумал, написал: «Ноги».


В этом музее можно и даже нужно не только смотреть, но и трогать, слушать, переписываться, разговаривать… Есть даже приватная зона за шторкой – закрываешься и читаешь объявления о «горячих турах», смотришь рекламу курортов за последние 150 лет

Следом стенд, повествующий, как, куда и на чем путешествовали в СССР. Прямо из карты Союза торчат лямки абалаковского рюкзака («мячик» или «лимонка», как его называли все советские туристы), самодельное байдарочное весло (фабричных тогда было почти не достать), колесо велосипеда «Турист», котелок, гитара, туристические ботинки, массивнейшие деревянные горные лыжи (понимаю теперь, почему этот спорт раньше не был массовым). В общем, все атрибуты туристической романтики того времени. Их можно трогать, а кое-что примеривать. Тут же наушники с аудиозаписью воспоминаний классической советской походницы Татьяны Серых с берущими за душу воспоминаниями о покорении края земли – Командорских островов, практически самой восточной точки СССР, а теперь и России.


Рюкзак можно примерять. Я примерял. Разошелся и предложил вскипятить воду в котелке, стоящем рядом. Сказали: «Это уже лишнее».

Есть раздел, посвященный санаторно-курортным и заграничным поездкам. К слову, тут же предлагается пройти известный в советское время тест, по которому в органах госбезопасности решали, имеет ли право человек вообще выезжать за границы Союза. Признаюсь, поддавшись искушению, я его прошел – меня бы не выпустили. Подтверждаю статистику – отказ по поездкам в капиталистические страны в 1983 году составлял 58%.


Чем отличался отпуск советских прорабов и инженера? Изучайте!

Рядом в выставочном стенде специальные прорези, заглянув в которые можно увидеть, что советские люди привозили из-за рубежа: духи, обувь, плащи и даже мотки шерсти – югославского мохера, ради которого советские туристы были готовы на все. «Несмотря на мое неоднократное предупреждение о запрещении провоза шерсти из Югославии, все же закупили «мохер», ответив, что «пусть за это хоть стреляют», – гласит приложенная архивная запись. Предлагающиеся выписки из донесений руководителей тургрупп свидетельствуют – зарубежные увлечения советских граждан отслеживались и порой невесело заканчивались: «Считаю, что Б. не следует рекомендовать в туристическую поездку за границу, водку и пиво можно пить, не выезжая за пределы СССР».


Это вообще взрыв мозга. Настоящий альбом советского путешественника, где среди фотографий и вклеек с путевыми заметками поместился обычный теперь пластиковый пакет

Современный период представлен потрясающими воображение экспонатами, или «трофеями», как их именует сам Каменский. Это коллекция камней с семи вершин семи континентов земного шара: Эверест (Азия), Аконкагуа (Южная Америка), Мак-Кинли (Северная Америка), Килиманджаро (Африка), Эльбрус (Европа), Винсон (Антарктида), Косцюшко (Австралия). Ее в дар передали Евгений Виноградский, «альпинист №1 России», как его иногда именуют, и путешественник Александр Веревкин.


Итог проекта «Семь вершин семи континентов»

От Евгения Виноградского в экспозиции также присутствуют нос марлина, добытый им в кругосветке с Федором Конюховым. Рядом – пучок шерсти мамонта, который привез из экспедиции известный в ученом сообществе Екатеринбурга сотрудник Института растений и животных УрО РАН Николай Ерохин. Он вспоминает, что из шерсти найденных в вечной мерзлоте мамонтов некоторые даже вязали свитера.


Из этого экспоната уральские ученые несколько лет тому назад вязали себе свитера

Отдельно – кусок челябинского метеорита. Его передал путешественник и дайвер Максим Шипулин, поднимавший в 2013 году космический объект со дна озера Чебаркуль. Кстати, выставлен он вместе со щупом, которым этот самый метеорит нашли. 


Фрагмент челябинского метеорита, подаренный Максимом Шипулиным. Рядом – маска и карта пещеры «Козлиная», открытой им в предгорьях Памира. Помимо прочего, Шипулин – последний чемпион СССР по спелеологии

Еще один экспонат от уральского дайвера Сергея Кондрашина. В 2005 году его команда обследовала подводную часть Денежного камня на реке Чусовой, обнаружив пару небольших якорей и медную монету «1 копейка» 1856 года выпуска с клеймом «Е.М.» Екатеринбургского монетного двора. Лишнее подтверждение известной на Урале легенды о том, что на Чусовой о камни-бойцы разбилось судно, перевозившее деньги, и до сих пор река хранит несметные богатства.

В общем, «путешествие» в этом музее трактуется действительно максимально широко. А еще среди дарителей – основатель фирмы «Век» Евгений Корбут и известный в Екатеринбурге строитель яхт Валерий Синельников, в 1991 году на своем судне прошедший от Коуровки по рекам до Черного моря и оттуда далее до Средиземного. 


Полвека путешествий нашей соотечественницы. Чем-то похоже на кардиограмму, прошившую весь Союз. В музее обещают выдавать персональные контурные карты, чтобы посетители могли заполнять их своими путешествиями

Каменский настаивает – участником его музея может стать любой. Здесь найдется место и футболке Аршавина, и подкове, привезенной из конного путешествия с Алтая. В обширной коллекции есть ложка русских моряков с острова Мадагаскар, который они проплывали в 1905 году перед Цусимой, а также трогательный листочек с адресом французской девочки Габриэль, привезенный в СССР из поездки во Францию в 1972 году и ставший основой тридцатилетней «международной» переписки.

К 14 мая, когда музей откроет свои двери для всех посетителей, ему предстоит оформить еще пять залов. «Выставка выстроена как этапы путешествия. Один зал – «выбор направления», другой – «сборы», потом «дорога», «другой мир», «воспоминания», – рассказывает Каменский. – В зале «другой мир» поделим пространство. Будет «мир моря», «мир гор», «мир городов» и «острова людей». Концепция такая – личностный подход. Мир показываем глазами человека. Если ты фанат гор, то ты и расскажешь о них всему Екатеринбургу».


Если и у вас есть что вспомнить и рассказать о своих путешествиях – добро пожаловать на улицу Горького, 4

По мере поступления новых экспонатов выставка будет обновляться. Экспонаты же, по желанию владельца, либо остаются в музее, либо возвращаются. 

Сбоку от входной двери первого зала стоит огромный чемодан, поделенный на сектора. Каждый отвечает за отдельный раздел выставки. Рядом емкость с теннисными шариками. Какой раздел выставки больше всего понравился, в тот отсек ящика и складываешь мячик. Такой вот соцопрос. Приходите, участвуйте. 

Фотографии Вадима Ахметова

It's My City 

11 апреля 2014

http://itsmycity.ru/blog/post/id/4888

 


Возврат к списку