О ПРОЕКТЕКАК РОЖДАЛСЯ МУЗЕЙКОМАНДАПАРТНЕРЫМНЕНИЯСМИ О НАСПУБЛИКАЦИИ

Путешествие как искусство

Журнал "Управленец" УрГЭУ

Рубрика: Герой номера

Автор: Валерия Кабанова

Путешествие как искусство

Проект «Искусство путешествий» первая в России выставка, посвященная путешествиям, которая откроется на площадке Свердловского областного краеведческого музея в мае 2014 года. О проекте рассказывает его автор – доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства Сергей Каменский.

Вот уже 10 лет в России проводится конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», организованный Благотворительным фондом Владимира Потанина. Цель конкурса – исходя из того, как изменилось общество, поменять музей, чтобы он стал более актуальным, а не был каким-то храмом истории, куда приходит все меньше и меньше людей. Конкурс направлен на то, чтобы сделать музеи действительно интересными и важными для разных слоев населения. Знакомясь с этими проектами, представленными на конкурс, мне захотелось реализовать что-то подобное и в нашем городе.

У Свердловского областного краеведческого музея есть коллекция экспонатов XIX – начала XX века, которая была выставлена лишь частично. Некоторые предметы так и лежали невостребованными в различных разделах, фондах, и даже сами сотрудники музея о многих не знали. Возникла идея создать такой проект, в котором мы могли бы на основе этих экспонатов и современных предметов рассказать некую большую историю о путешествии вообще, как о явлении, культуре, искусстве. Поговорить о том, как путешествовали жители нашего города и региона за последние 150 лет – куда они ехали, как выбирали маршрут, что брали с собой, как открывали для себя другие города и страны и что привозили с собой на память. Идея в том, чтобы не просто рассказывать о путешествии, как наборе сухих исторических фактов, а попытаться показать его, как живое явление, найти какие-то вечные вопросы путешественника, которые волновали его раньше и которые удивляют теперь.

За то время, пока работаю над этим проектом, я сам, как путешественник, сильно изменился. Как мы обычно готовимся к дальней поездке? Зачастую просто покупаем билет, иногда даже не важен пункт назначения – были бы море, пляж и солнце. Оказавшись на месте, решаем: нужно «что-нибудь посмотреть» – и обращаемся к путеводителям или отельным гидам. В итоге ту страну, в которую приезжаем, мы практически не видим. Сегодня три с лишним миллиона россиян бывают в Турции, из них практически никто не был в самой стране: огороженная отельная зона – это, конечно, не Турция. В этом году я ездил на Кипр и вместо того, чтобы листать путеводители, я прочитал несколько художественных произведений, где так или иначе показана жизнь местного населения, их культура. И совершенно по-другому открыл для себя эту страну. В этом плане я становлюсь приверженцем своеобразных «литературных путеводителей», которые помогают найти ответы на вопросы: «Зачем я туда еду?» и «Какие впечатления хочу получить?». И чем больше мы читаем, тем больше впечатлений.

Мы не ориентируемся на фанатов истории или странствий. Мы хотим, чтобы любой человек, для которого сегодня путешествие – не пустое слово, мог прийти в музей и получить какую-то действительно интересную историю. Для этого сперва мы формировали концепцию выставки совместно с городским сообществом, а не пошли по обычному пути сотрудников музея, когда они делают экспозиции, исходя из своих представлений, академических интересов, а потом уже смотрят на реакцию посетителей. Мы же сначала спросили у жителей города, что им интересно. И даже сейчас, уже во время реализации, продолжаем общаться с людьми. Например, у нас есть деревянный автомобиль 1914 года уральского изобретателя-самоучки Дмитрия Петунина. В начале XX века состоялся первый автопробег «Пекин-Париж», о котором писали во всех газетах. Это событие настолько вдохновило Петунина, что он собрал свой автомобиль. К сожалению, сам он на нем не путешествовал, но некая мечта покорения пространства определенно присутствовала. В 2014 году этому автомобилю как раз исполнится 100 лет. Вместо того, чтобы просто сделать какую-то историческую подборку фактов, мы решили обратиться к городскому клубу автопутешественников. Может быть, они подскажут нам, как интереснее подать этот экспонат. Также есть идея сделать целый журнал с фотографиями автопробегов за последние 100 лет. Но опять же, делать это будем совместно с людьми, которые полжизни провели в таких путешествиях.

Также, чтобы сделать музей более живым, мы ввели достаточно много ноу-хау. Во-первых, саму экспозицию мы выстраиваем не по хронологии, а по сюжету путешествия. У нас пять основных залов, соответствующих пяти этапам поездки: выбор направления, сборы, сама дорога, другой мир и воспоминания-впечатления о поездке. Само это деление, так или иначе, близко любому человеку. Во-вторых, мы хотим позволить посетителям быть максимально включенными. Обычно в музеях мы видим артефакты за стеклом и никак не можем с ними повзаимодействовать. У нас же будет много открытых точек, где посетители смогут дополнить экспонаты. Например, мы делаем карту мира, где напротив определенных стран будет написано, почему люди туда отправляются: у кого-то мечта возникла с детства, у кого-то – после просмотра фильма или прочтения книги, кто-то заразился желанием поехать от друзей, а кто-то – просто потому, что попалась хорошая путевка. Эту карту мы оставим не до конца заполненной, чтобы посетители могли прямо в музее ее дополнить. Так мы покажем: эта выставка создавалась вместе с людьми. В-третьих, мы хотим сделать музей комфортным. Обычно в наших музеях сидеть негде. У нас для каждого зала продуманы тематические площадки, где можно будет отдохнуть: в зале сборов сам Бог велел посидеть на чемоданах, а в зале дороги – в транспорте. В этом плане у нас скорее не выставка-знание, хотя информации там будет море, а выставка-эмоция. На фоне этих вызванных эмоций наши артефакты будут восприниматься посетителями по-другому. Так мы сможем достичь нашей цели – найти какие-то такие моменты, которые заставят посетителей музея сказать: «Эта история и про меня».

Возврат к списку